Информация » Статьи

Мир в чашке чая

…Но приходит время чая – и все печали тут же рассеиваются…

 История распространения чая.

Как свидетельствует история, традиция употребления чая уходит в прошлое более чем на две тысячи лет. На родине чая, в Китае, упоминания о нем встречаются, начиная с VIII-Vвв. до н.э., но произведения, посвященные чаю и искусству чая, появляются гораздо позже: «Ода чаю» относится к IV в. н.э., а знаменитый «Канон чая» был написан уже в VII-IXвв. н.э.

С давних пор по морю и по суше чай вывозили из Китая в самых разных направлениях. Согласно историческим источникам сначала основным направлением экспорта было западное. Знаменитый шелковый путь начинался в современной провинции Шэньси и вел в Среднюю и Западную Азию, Афганистан, Персию, и дальше в Рим. Приблизительно с V в. н.э. китайцы начали активную чайную торговлю на монгольских границах с турецкими купцами. Судя по японским хроникам, в VI-IX вв. н.э. культура чаепития начинает проникать в Японию, в VI-VII вв. н.э. обычай чаепития дошел до корейцев. В Европе чай упоминается впервые в «Путевых записках Марка Поло». Регулярный же импорт китайского чая в Европу и Америку начинается примерно с XVII в. С этого времени чайная культура распространилась по миру, и  чай стал одним из самых популярных  напитков, образовав целый ряд традиций чаепития в культурах различных народов.

Мир чая очень разнообразен и «многоцветен»: это зеленые, белые, желтые чаи, улуны, красные и черные чаи, и также огромное число цветочных и травяных чаев. Все они создают особенный чайный отвар со своими уникальными качественными и вкусовыми свойствами.

В наше время чай пьют все «от мала, до велика». Жизнь современного человека уже невозможно представить без этого удивительного напитка и связанных с ним многочисленных традиций. Каждое утро, выпивая чашку чая, мы не просто заряжаем энергией и здоровьем свой организм, но и совершаем особый ритуал, пробуждающий в подсознании целый ряд культурологических ассоциаций.

 Китайская чайная церемония.

Элегантно пить чай мир научили китайцы, культивирующие особое отношение к чаю: это не просто национальный напиток, а «огонь жизни», рождаемый «самым мудрым из всех растений».

Много веков назад поэт Лу-Тунг писал: «Первая чашка смачивает губы и горло. Вторая избавляет меня от одиночества. Третья пронизывает… Седьмая чашка - ах, как жаль, что я больше не могу выпить!» Чаепитие – одна из основ традиционного китайского гостеприимства и семейного этикета, первый знак дружеского отношения. С чашки чая начинаются не только приятельские беседы, но и деловые переговоры. И, разумеется, напиток должен быть только что приготовленным. На этот счет даже существует пословица: «Свежезаваренный чай - бальзам, чай, оставленный на ночь - змея».

Китайское искусство чаепития требует специальной посуды и приспособлений, определенного настроя, времени  и постижения основ медитации. Нам, жителям стремительного XXI века, оно может показаться сложным, отягощенным непонятными излишествами. Сущность чайного ритуала сплетается из тысячи незаметных и неочевидных мелочей, а его скрытая прелесть становится доступной только тогда, когда эти мелочи начинаешь замечать.

Традиционная чайная церемония называется «гунфу-ча», где последний слог переводится как «чай», а первые два – «высшее искусство» (высшее, а не массовое!) Разумеется, и на родине чая сегодня существует «фаст-фуд», культивирующий привычку топить в кипятке чайные пакетики с веревочками. И сегодня в Китае далеко не все могут позволить себе, как их предки, чаевничать с чувством, толком и расстановкой. Но прекрасная традиция существует. Попробуем в ней разобраться.

Спокойное состояние духа - непременное условие церемонии. Китайцы утверждают, что в «гунфу-ча» задействованы все пять стихий. «Истинное наслаждение чайной церемонией наступит тогда, когда вы сможете оценить внешний вид чая, удивиться цвету напитка, ощутить, как изменяются его аромат и вкус, понять естественность действий чайного мастера, принять несуетливость чайной сущности и разделить с гостями прелесть вдумчивой беседы…»

Для чайной церемонии используют все виды чаев, хотя предпочитают улун. Его отличительной особенностью является ярко выраженная возможность насладиться всеми четырьмя особенностями чая: ароматом, цветом настоя, вкусом чая, и формой листа. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в «чайную коробочку» - «чахэ»; с ее помощью участники чаепития имеют возможность «познакомиться» с чаем: рассмотреть, вдохнуть его аромат.

Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и глубоким, в чайных церемониях используется специальная посуда. Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка («сянбэй») предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка («чабэй») - для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку, это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника-заварника - «чаху» применяют также сливник - «чахай». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Посуду обычно устанавливают на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают приготовленной водой (как известно, кипяток «убивает» вкус зеленого чая, поэтому заваривают его горячей водой).

Вода, используемая для приготовления чая, едва ли не самый важный элемент. Она должна быть мягкой, в идеале – родниковой. Вода греется на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности и нужной температуры.

Первый настой чая не пьют - его используют для омовения чайного листа от пыли и подогрева чайной пары. Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в «чахай». Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития. Высокую чашку подносят к носу, закрывают глаза и вдыхают аромат, настраивая свое восприятие. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями.

Как вы помните, церемония начинается со «знакомства» с чаем. И первые эмоции, испытываемые участником «гунфу-ча», связаны с внешним видом сухой заварки. Если человек участвует в церемонии впервые, то он, зачастую удивляется тому, насколько причудливо выглядят китайские чаи. Они очень красивы. Опытный же участник церемонии  встречает чай, узнавая его и предчувствуя то удовольствие, которое принесет общение с ним. Завершающий «визуальный контакт» с чаем происходит, как правило, в конце церемонии, когда развернувшиеся чайные листья извлекают из чайника и показывают. Новичка удивляет, что те «чаинки», что он рассматривал в самом начале чаепития – это настоящие чайные флеши – два листочка и почка. И теперь он может видеть их целиком, поражаясь, насколько искусно они были свернуты. Опытному человеку вид развернувшихся чайных листьев доставляет спокойное удовольствие предсказуемого чуда, в котором ему посчастливилось принять участие.

Большую роль в «гунфу-ча» играет ведущий чайного действа - мастер церемонии. Наблюдение за ним – еще один источник наслаждения. Все его действия, на первый взгляд вычурные и сложные, на самом деле удивительно просты и замечательно гармонируют с основной целью церемонии – раскрытием аромата и вкуса чая. Наблюдая за действиями мастера, постепенно начинаешь ощущать, что они идеально сочетаются с сущностью чая, любуешься ими и хочешь научиться делать все то же самое. Но и это еще не все. В какой-то момент, становится понятным, в чем основа его мастерства. Оно – в паузах между действиями. Профессионалы чайной церемонии, подобно хорошим актерам, должны уметь держать паузу ровно столько, сколько диктует им внутреннее чутье. Беседа, переливчатые звуки музыки, маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари отнюдь не вызывают желания спешить, шуметь, размахивать руками. Технически «гунфу-ча» – это набор простых действий, которые очень несложно воспроизвести. Однако попытайтесь, и перед вами встанет целый ряд вопросов. И все они будут связаны с этими самыми паузами: сколько настаивать чай в чайнике, когда переворачивать чайные пары – и т.д. Чувство «правильного чайного времени» приходит с опытом. И потому паузы в исполнении чайного мастера не могут не восхищать.

«Гунфу-ча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение. Его роль и незаметна и определяющая одновременно, поскольку мастер чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера чайной церемонии есть свой опыт, свое умение, свои приемы. Можно сказать, что «чай способствует зарождению атмосферы, а мастер придает ей законченную совершенную форму».

Разговор за чаем ведут, прежде всего, о самом чае. Рассказывают о чайном божестве, изображение которого у китайцев принято ставить рядом с чайными аксессуарами. Чайным божеством был признан после смерти философ и поэт Лу Юй - автор «Священной книги о чае» (или – «Канона чая»), вышедшей в 780 г. Свой трехтомный трактат Лу Юй написал по заказу торговцев и предусмотрел в нем все нюансы и мелочи. Повторить их в точности сегодня невозможно, наверное, даже в самом Китае.

Тем не менее, все же стоит рискнуть провести церемонию хотя бы по основным ключевым моментам ее драматургии. В любом случае это необычное действо откроет много нового и интересного, подарит незабываемые впечатления об отдыхе, внесет приятное разнообразие в ваши будни. Выпейте чай, заваренный по правилам китайской церемонии, и вы убедитесь в правоте слов чайного божества: «Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе».

В основе чайного действа у китайцев лежало конфуцианство, и посему процесс чаепития, в их понимании, должен быть радостным, счастливым, оптимистичным. Японцы же, исповедуя буддизм с его аскетизмом, умиротворением и отрешенностью, рассматривали чайную церемонию как возможность освободиться от всего, что «удручает дух».

Для китайцев чаепитие – способ приятного времяпрепровождения, общения и неформального решения каких-либо вопросов – житейских, семейных, служебных. Для японцев это путь к самопознанию. «Чай помогает слушать себя», – говорили японские монахи.

 Чайная церемония как искусство оформилась в своеобразную систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в специально оборудованных чайных комнатах, где все вызывало ощущение наслаждения чаем, приятным отдыхом и неспешным общением. Разумеется, никем не запрещено выпить чашку чая в любом месте. Однако с давних времен и поныне предпочитают специальные чайные комнаты, соседствующие с небольшим садом. Постепенно появилось до сотни различных правил этой процедуры, которые имеют силу и в настоящее время. Правила относятся к аранжировке цветов, кипячению воды, заварке чая, разливу напитка и т. д. Все они имеют целью вызывать чувство естественности, наслаждения искусством церемонии без искусственности.

Относящаяся к наиболее самобытным, уникальным искусствам чайная церемония играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении многих веков. Это строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. У каждого участника церемонии - свой стиль поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи.

С давних пор чайная церемония традиционно была непременным атрибутом встреч философов, поэтов  и художников. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства.

Понятно, что попытка сразу освоить все тонкости правил, отшлифовывающихся веками и требующих высокого мастерства, вполне закономерно вызовет у любого поклонника восточной культуры скептическую улыбку. Ведь кроме соответствующей посуды, умения выбирать чай, правил заварки, чаепитие подразумевает особый ритм движения рук, заваривающих чай. Это - своеобразный абстрактный танец, который передается гостю из рук мастера. Ну и главное – особое состояние всех участников церемонии, когда перед тем, как поднести чашку к губам, необходимо «облагородить» свои мысли, а в процессе чаепития – «взлететь» над суетой и достичь состояния «внутренней чистоты и гармонии».

Сегодня существует множество школ чайной церемонии. Некоторые вещи истолковываются по-разному, но четыре основных принципа чайной церемониивсегда одни и те же: это - Гармония, Почтительность, Чистота и Спокойствие. Чайная церемония не только воспитывает простоту, естественность и опрятность, она является одной из основ культивирования национальных чувств. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, приучает их к строгому порядку и исполнению социальных правил. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто ей предшествует угощение.

И хотя существует много форм чайной церемонии, неизменным остается дух чайного ритуала: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных дел и забот. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном: о чайной чаше, об искусстве, о литературе.

Понятно, что чудо не может происходить ежедневно и в «высокотехнологичной» современной жизни  чайная церемония со всеми ее средневековыми правилами и условностями – это, скорее, событие, нежели повседневный ритуал. Но правило пить полезный и ароматный зеленый чай превратилось в неизменную и прекрасную традицию…

Философия чаепития. Всем известно, что традиция чаепития насчитывает не одно тысячелетие. За это время было придумано множество способов приготовления чая, предназначенных для поддержания здоровья и бодрости духа. Появились и изысканные способы чаепития для исключительных случаев. Поскольку чаепитие рождало в человеке возвышенные и даже торжественные чувства, на Западе его стали называть«церемонией». На китайском языке же это чайное действо означает «искусство чая». «Гунфу-ча» переводится как время, затраченное на постижение чая, или «чайное мастерство».

Философская сущность чаепития состоит в том, что эта церемония совершенно не может быть суетливой и производиться наспех. Желание устроить ее, безусловно, может быть спонтанным. Но после того, как церемония началась, время начинает течь совершенно иначе. Вдруг понимаешь, что вся остальная жизнь осталась там – за пределами чаепития. И время, проведенное за чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания – безраздельно твое. Можешь распорядиться им как угодно: наслаждаться церемонией, наблюдать и слушать, углубиться в собственные мысли, грустить или радоваться, или вовсе отрешиться от всего, что тебя окружает. В такие моменты ты по-настоящему можешь быть наедине со своими мыслями. Границы пространства как-будто бы  расширяются, приходит понимание и ощущение того, что все происходящее в жизни гораздо объемнее и многограннее, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни.

Как всякое исключительное действие, проявление мастерства при обращении с чаем можно рассматривать как  модель всего мирового процесса, суть которого очень точно выражена в китайской мудрости о том, что нет ничего постоянного, кроме самих перемен. Силы Инь и Ян, «плюс» и «минус», постоянно сменяют, определяют и дополняют друг друга. Чайная церемония осмысливается как диалог противоположных начал – Огня и Воды, Запада и Востока, Мужчины и Женщины, словно вся Вселенная отражается в чашке чая. Это красивый, удивительный спектакль, дающий повод поразмышлять о том, о чём мы обычно не задумываемся.

Традиция, сближающая людей.

Нет ничего страшного, если на первых порах вы научитесь радоваться самым простым вещам. «Пейте чай, - писал Авиценна, - и вы будете счастливы!»  Достаточно богатый собственный чайный опыт научил нас тому, что любое настоящее чаепитие включает в себя два важных момента. Первый – это правила, ритуал, который надо соблюдать, чтобы получить максимальное удовольствие. Второе – это атмосфера, «душевная» сущность, которую привносит и определяет сам человек. И не так уж и важно, какой «национальности» ваша чайная церемония. Главное – это желание разделить с близкими людьми свои мысли и чувства.

 Чаепитие-путешествие.

В нашей жизни, зачастую излишне интенсивной и даже суетливой, можно и совершено необходимо научиться находить «время для чая» среди непрерывного потока повседневных дел, радоваться встречам и живому человеческому  общению, получать удовольствие от чаепития. А если вам хочется помолчать, побыть в одиночестве – во время чая вы можете совершить увлекательное путешествие по историческим местам или культурным традициям Старого Мира, перенестись в известные «чайные» края – Индию, Китай, Кению, Цейлон, и в струйке ароматного пара, поднимающегося над чашкой, увидеть прекрасные очертания чайных плантаций. Увидеть и понять, как целый мир «выплывает из чашки чая…»

Жители Днепропетровска имеют замечательную возможность  посетить чайную церемонию в кафе «У Бекира» (ТЦ «Дом и интерьер»).

Наталья ШАРКО,

  автор проекта «Город женщин»



Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Заголовок:

* Сообщение:


Показать / Обновить защитное изображение
Введите символы на картинке в поле ниже:
 

Пункты помеченные * обязательны для заполнения!





СОБЫТИЯ
08.06.12
EURO 2012
11.12.10
CHICAGO 1929
05.05.10
Италия
powered by CMS Danneo
Яндекс.Метрика