Информация » Статьи

Технологии изготовления посуды

Глиняная посуда знатоками чайного искусства ценится наравне с лучшим чаем свежего сбора, так как в большинстве случаев она является не только произведением гончарного искусства, но и своеобразной "целебницей", которая наполняет приготовленный напиток особенным ароматом и придает ему еще большие целебные свойства.

Изделия из глины - чашки, чайники, чайные фигурки - являются неотъемлемой частью китайской чайной культуры. Глиняная посуда знатоками чайного искусства ценится наравне с лучшим чаем свежего сбора, так как в большинстве случаев она является не только произведением гончарного искусства, но и своеобразной "целебницей", которая наполняет приготовленный напиток особенным ароматом и придает ему еще большие целебные свойства.

Глина

Глина.

Инструменты

Инструменты.

Исходная форма

Исходная форма.

 

Нанесение рисунка и украшение

Нанесение рисунка и украшение лепкой.

Отшлифовка

Отшлифовка.

Создание целого

Создание целого.

История гончарного дела и собственно изготовления чайных сервизов и чайной утвари в Китае имеет длинную историю. По этой тематике в Китае и за рубежом написано немало специализированной литературы. Тем не менее, специалисты в различных уголках мира по-прежнему продолжают исследовать эту удивительную тему, пытаясь понять и объяснить особенные свойства глиняной посуды и восстановить прежние и разработать новые приемы ее обработки.

Производство глиняной чайной утвари - трудоемкая работа, требующая наличия специальных знаний и умений. Шагами, которые делает мастер на пути создания шедевра, является подборка глины, ее первичная обработка, лепка и обжиг.

1. Требования, предъявляемые к глине для изготовления сосудов

Отбор глины для изготовления сосудов - важная часть работы мастера. Не каждая глина может использоваться в работе гончара, а лишь та, которая отвечает следующим требованиям:

  • Хорошая вязкость.
  • Малая усадка при сушке и обжиге.
  • В исинскую глину не добавляют иные ингредиенты - она обладает всеми необходимыми качествами, чтобы после обжига превратиться в керамику.
  • Изготовленная из пурпурной глины посуда обладает ценным качеством - после обжига она отдает глубоким красно-бурым отблеском.

2. Формы сосудов и их внешний орнамент

Как это указывалось выше, история гончарного дела в Китае насчитывает не одно столетие. За это время мастерам удалось открыть и представить людям огромное количество глиняных форм. Сегодня дизайнеры, проведя систематизацию форм и орнаментов, склонны выделить следующие, наиболее встречающиеся формы чайных сосудов.

  • Чайники с рельефными накладками в виде природных и растительных форм - "хуахо". Такие чайники получили название "цветочные чайники". Мастера, изготавливая чайники в таком стиле, отражают в их внешнем убранстве естественные природные формы. Иногда рельефная лепка сопровождает лишь какие-либо отдельные части сосуда - носик, крышку, ручку.

Форма сосуда также может напоминать какой-либо плод или элемент растения. В этом свете достаточно интересен так называемый "тыквенный чайник", изготовленный минским мастером Чэнь Уюанем. За основание чайника мастер взял образ простой тыквы, ручка чайника была выполнена в виде верхнего черенка плода, носик - в виде листьев, будто бы выросших из черенка, которые, плавно сочетаясь с лозой, спускались вниз сосуда.

  • Чайники строгих геометрически форм - "гуанхо". Чайники, выполненные в стиле "гуанхо", имеют круглые, цилиндрические, квадратные, конусовидные и иные формы. Для этого стиля чрезвычайно важна точность линии и формы, так как именно строгие геометрические пропорции определяют эстетическое качество предмета. В рамках стиля "гуанхо" выделяются две основных формы: кубическая и шарообразная. Каждая из форм имеет свои особенности, на которые мастеру необходимо обращать особенное внимание.
  • Чайники с формами в виде элементов растительного и животного мира. В основе форм и орнаментов, присущих этому направлению, лежат элементы окружающей среды и растительного мира, интерпретированные мастером и представленные им в своем творении не в явной, но в скрытой форме. Иногда это могут быть переживания автора, его видения окружающего мира, которые он отражает в своем шедевре. Именно поэтому при первом осмотре сосуда, изготовленного в этом стиле, не сразу удается определить тот предмет или природное явление, которое было взято за основу.
  • Гуандунские и фуцзяньские чайники малых объемов "шуйпинху". Этот вид чайников относится к серии "гуанхо", однако имеет рад своих особенностей, что позволяет вынести его в отдельный подкласс. Главная особенность чайников этой серии - его объем. Их вместительность чрезвычайно мала и обычно составляет 60-80 миллилитров. Несмотря на это чайники подобной серии имеют высокий спрос в китайских провинциях Гуандун и Фуцзянь, где для приготовления местного чая используются традиционный способ "гунфуча" (высшее мастерство чая). Жители провинций Гуандун и Фуцзянь в основном пьют "улунские чаи" - полуферментированные "зеленые чаи с красной каймой", к которым относятся сорта: "дахунпао", "тегуаньинь" и другие чаи, заваривание которых требует наличия определенных навыков и умения.

Технология изготовления чайников серии "шуйпинху" не очень сложна, но все же требует наличия определенных знаний. Так, например, носик, горлышко и ручка чайника должны быть выполнены на одном уровне, дабы предотвратить возможное выливание воды из него через носик.

Мастера по изготовлению глиняной чайной утвари за долгие века творения создали поистине уникальные серии глиняных чайников. Наибольшее распространение, как мы теперь можем судить, получили естественные формы сосудов, копировавшие элементы живой природы и растительного мира. Несмотря на то, что в подобном полете авторской фантазии прослеживается некая "архаичность", изделия китайских мастеров получили высокое признание как на внутреннем, так и на внешнем рынке, возможно, как раз благодаря своему удивительному сочетанию и слиянию с природным началом.

3. Обжиг глины

Обжиг является одним из важнейших компонентов технологического процесса по изготовлению глиняной чайной утвари. Во все времена проблема технологии оптимального обжига привлекала мастеров гончарного производства и устремляла их по пути совершенствования технических приемов, необходимых для достижения наиболее качественного обжига, заставляя опытным путем пополнять знания о свойстве пламени и высоких температур. Однако, несмотря на технологический прогресс, проникший во все отрасли хозяйства, технология и принципы обжига глины, заложенные еще в далекой древности, существенным образом не изменились.

Традиционная китайская печь для обжига глины за свою удлиненную форму получила название "печь дракона" (лунъяо). Несмотря на то, что печь "лунъяо" была изобретена в далекие времена, она и в настоящее время имеет большую популярность и повсеместно используется китайскими мастерами для обжига глины. Печь складывается из естественных каменных пород: обработанные камни смазываются раствором и выкладываются вдоль, образуя длинный извилистый тоннель с отверстиями. В верхней или боковой части печи проделывается один дымоотвод, который одновременно служит "окном" для наблюдения за пламенем и местом для подкладывания дров. В качестве топлива для поддержания пламени в печи используется императа цилиндрическая и сосновые ветки. Такое топливо позволяет поддерживать температуру в печи на отметке около 1150 градусов.

Печь "лунъяо" обычно насчитывает 3-4 отдела для обжига. Отделы разного объема - каждый для обжига определенных предметов: большие - для чанов, малые - для чайников и мелкой посуды. Однако встречаются печи с довольно нестандартными размерами; так, одной из самых крупных печей для обжига глиняной посуды в Китае является печь "Пиншэняо". Ее длина составляет около 60 метров, поверхность по коньку покатистая, с наклоном в 20 градусов. Высота печки варьируется от 1.2 м. (в малых отсеках) до 2.6 м. (в отсеках для обжига крупных форм). Одновременно в этой печке можно вести обжиг 26 тыс. глиняных предметов.

Каталог мастеров

1. Мастер народно-прикладного искусства Чжу Циньвэй

Член Научного общества деятелей китайского народно-прикладного искусства. Родился в 1962 году в уезде Исин провинции Цзянсу в семье потомственного гончара. В 1983 году поступил на работу на второй уездный завод по производству изделий из глины. В 1985 году переведен на работу в исследовательский центр при заводе. В 1990 году, в качестве старшего преподавателя направлен в среднюю школу для преподавания в группе по подготовке гончаров. В 2000 году - серебряная награда за работу "чайник "хризантема" на Выставке предметов народно-прикладного искусства провинции Цзянсу. В 2001 году - бронзовая награда за работу "чайник "золотые весенние побеги бамбука" на Третьей всекитайской выставке предметов народно-прикладного искусства. В 2002 году - серебряная награда за работу "чайник "совершенная форма" на Выставке-обмене опытом работников народно-прикладного искусства материкового Китая, Тайваня, Гонконга и Макао; почетная награда за работу "треножник "цветы хризантемы" на Первом дне культуры; серебряная награда на Всекитайской выставке глиняного искусства.

2. Мастер народно-прикладного искусства Пэй Хэди, вице-мастер народно-прикладного искусства Чжа Кэцян

Пэй Хэди, мастер народно-прикладного искусства, родился в 1964 году в уезде Исин провинции Цзянсу в семье потомственного гончара. Будучи мальчиком, под началом отца, приступает к знакомству с техникой обработки глины. Для совершенствования навыков поступает на пятый завод по изготовлению глиняных изделий. Под покровительством выдающихся мастеров совершенствует свои навыки гончара - изготавливает первые сосуда, получившие высокую оценку и широкое признание в Китае. Наиболее выдающиеся изделия мастера включены в сборники и научные труды: "Сборник современных известных мастеров уезда Исин", "Фиолетовая, нефритовая и золотая глина", входит в список "Всемирного сборника деятелей искусства. Раздел: Китай". Отмечен различными наградами и премиями.

Чжан Кэцян, вице-мастер народно-прикладного искусства, родилась в уезде Исин провинции Цзянсу. С малого возраста осваивает техники по обработке глины и изготовления сосудов. Приобретенный опыт позволяет изготавливать сосуды совершенных форм, где сочетаются воедино превосходство и совершенство лепной техники со строгой выдержанностью линий и пропорций. Произведения мастера неоднократно отмечались различными наградами и премиями на международных и национальных специализированных выставках.

3. Вице-мастер народно-прикладного искусства Чжоу цзюнь

Родился в "столице глины" уезде Исин провинции Цзянсу, член Научного общества деятелей китайского народно-прикладного искусства. С детства под началом отца, известного мастера работы по глине, начинает нелегкий путь, постигая различные секреты и техники работы с глиной. За долгие годы практики, благодаря наработанному опыту, создал свой личный стиль, отличительными особенностями которого являются замысловатость внешних форм и изысканность резьбы и внешнего рисунка.

Начиная с 1989 года с открытия ежегодного "Фестиваля глиняных изделий", является его постоянным участником. Представляемые на показ изделия всегда удостаивались высших оценок специалистов, а особенно выдающиеся образцы пополняли коллекции китайских и иностранных искусствоведов и коллекционеров.

4. Искусствовед Сюй Сигэнь

Родился в 1969 году в "столице глиняных мастеров" - уезде Исин провинции Цзянсу. С малых лет обнаружил огромный интерес к глиняному мастерству и резьбе по камню. В 1990 году поступил на работу в первый уездный завод по изготовлению изделий из глины, где стал трудиться под началом известнейших в уезде мастеров. Многолетняя практическая деятельность сформировала особенные взгляды мастера на технику обработки глины и лепку. К реализации своих новаторских идей и наработанного опыта мастер приступил в 1995 году, когда создал свою гончарную мастерскую "Шидэчжай". Изделия, вышедшие из мастерской "Шидэчжай", отличают изысканность форм и орнаментов, точность линий и пропорций, высокое мастерство резьбы по камню, духовная полнота и красота. Работы мастера одинаково ценны как среди китайских, так и среди иностранных специалистов и искусствоведов.

Источник



Добавить комментарий

* Ваше имя:

* Заголовок:

* Сообщение:


Показать / Обновить защитное изображение
Введите символы на картинке в поле ниже:
 

Пункты помеченные * обязательны для заполнения!





СОБЫТИЯ
08.06.12
EURO 2012
11.12.10
CHICAGO 1929
05.05.10
Италия
powered by CMS Danneo
Яндекс.Метрика